Питание ребенка с расстройствами аутистического спектра

Количество пациентов с расстройствами аутистического спектра (РАС) увеличивается в десятки раз во всем мире. Уход за такими детьми сложный на многих уровнях, и здоровое питание не является исключением. Для ребенка с РАС сбалансированное питание может играть ключевую роль в эмоциональном статусе, способности к обучению и контакту с окружающим миром.

Избирательность в питании, сопротивление в принятии новых продуктов и значительные ограничения в еде способствуют тому, что организм детей испытывает дефицит многих макро- и микронутриентов. По данным исследований у детей с РАС в возрасте 4-6 лет выявлен наиболее существенным дефицит витамина А, затем железа. Показатели фолиевой кислоты, витамина Д и В12 в такой же возрастнойгруппе выявляются на уровне нормы.

Главными пищевыми вопросами у детей с РАС являются:

  • избирательное питание
  • использование диеты в качестве лечения.

Многие дети с аутизмом имеют избирательное питание, что выходит за рамки пищевого поведения обычного «придирчивого едока», у большинства оно наблюдается в разные возрастные периоды. Жесткие самоограничения приводят к тому, что рацион ребенка включает всего 2 или 3 продукта, сложности приема пищи включают:

  • Трудности с переходом к другим текстурам пищи (особенно на первых этапах)
  • Трудности в приеме новых продуктов
  • Ограниченное употребление продуктов по причине иного цвета, текстуры, температуры либо новой упаковки
  • Трудности с подготовкой к еде, например, другие столовые приборы, позиционирование пищи на тарелке
  • «Непрерывное поедание», вместо определенных приемов во время дня

 

Стратегиями в борьбе с пищевой избирательностью у детей с аутизмом будут следующие подходы:

  • в большинстве случаев таким детям лучше принимать пищу в одно и тоже время, в одном месте, в однородных ситуациях и с определенным окружением
  • необходимо использовать визуальные графики и рисунки, где будут детализированы место приема пищи, количество и характер еды. Дети лучше принимают пищу если познакомятся с ней заранее, у них уходит тревога
  • во время приема пищи дети не должны быть сдержанными, не обязательно сидеть за столом или кушать вилкой
  • прием должен происходить в уютной и комфортной для ребенка обстановке
  • некоторые дети могут съесть больше если прием сопровождается видео или музыкой, в то время как для других это может быть отвлекающим моментом
  • расширять многообразие рациона ребенка необходимо в рамках знакомой ему пищи, например, предлагать различные виды хлеба или сорта яблок
  • не думайте, что ребенок будет всегда автоматически отказываться от пищи в новой обстановке, например, он может съесть мясо руками у бабушки, но никогда не будет принимать его на домашнем столе
  • устанавливать необходимо минимальные цели и задачи для ребенка, делать это маленькими шагами для достижения большей цели, и не ожидать моментального эффекта, например, перед тем как предложить целое яблоко, положите ему на тарелку кусочек размером с горошину, и предлагайте так в течение определенного времени. Такая тактика позволит ребенку оставаться в безопасности и познакомиться с новым продуктом. Изменения в рационе, как правило, это очень медленный процесс, не все перечисленные выше стратегии будут работать для каждого ребенка.

Модификация поведения должна быть адаптирована к каждому отдельному ребенку и семейной ситуации. Знание состава различных продуктов, альтернативных заменителей и пищевых добавок должно обеспечить ребенку адекватное питание.

 

 

автор статьи

Чернега Наталия Федоровна 

детский гастроэнтеролог

диетолог

доктор мед. наук, директор медицинского центра «Педиатр и Я»

ДРУГИЕ СТАТЬИ