Как определить готовность ребенка к школе | Педіатр і Я

Как определить готовность ребенка к школе

Многие дети начинают обучение в школе, не будучи готовыми к этому процессу. Готовность ребенка к обучению определяется такими критериями:

  • физическим развитием, в том числе развитием мелкой моторики;
  • социально-эмоциональной зрелостью, в том числе умением выражать свои собственные эмоции и сопереживать;
  • развитием языка, что включает словарный запас ребенка, навыки грамотности, умение рисовать и т.д.

Физическое развитие – это основная составляющая относительно решения вопроса о готовности к школе и прежде всего определяется возможностью ребенка длительно сидеть. Многие дети не могут просидеть даже 10-15 минут, они постоянно склоняются, ложатся на парту, стараются подложить под себя ногу и быстро устают. Моторное развитие должно быть зрелым, то есть малыш должен уметь хорошо держать ручку, ложку, уметь зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы. В случае, если ребенок плохо справляется с перечисленными задачами, вся энергия и старания будут уходить на данные виды деятельности и обучение ребенка не будет эффективным.

Общее физическое развитие малыша неразрывно связано с психо-эмоциональным. Так, ребенок, который не умеет слышать, реагировать на слова окружающих и не может сосредоточиться, не сможет и эффективно обучаться. Малышу необходима достаточная физическая активность, ловкость и сила для собственной защиты, потому что любая обида может повлечь за собой нарушение личностных характеристик и страх при социальном общении. Психо-эмоциональная готовность определяется и развитием речи, памяти, умением ориентироваться в окружении, любознательностью, желанием познавать новое, развитием воображения, умением подчиняться правилам и нормам, уметь организовывать рабочее место, стремлением преодолевать трудности.

С точки зрения перечисленных факторов важной для ребенка является та среда, в которой он живет и растет. Окружающая среда удовлетворяет основные универсальные потребности ребенка. Дети нуждаются в правильном питании, экономической безопасности, адекватных одежде и жилье, соответствующем образовании, в крепких отношениях в рамках своей семьи, родственников и друзей-сверстников. Дети должны иметь возможность развивать свои таланты и навыки, они нуждаются в защите от травм, жестокого обращения и пренебрежения их нуждами. Удовлетворение этих потребностей требует совместных комплексных подходов, с тем чтобы дети становились приоритетами на уровне семьи.

Существуют разные точки зрения относительно того как среда определяет развитие. Одни считают, что процесс созревания определяется внутренними составляющими ребенка и среда играет лишь незначительную роль и мало влияет на процесс самоконтроля. В противоположность, другие считают, что готовность определяется тем, что дети знают (например, цвета, формы, свой адрес) и как они ведут себя. Это предполагает, что среда непосредственно готовит малыша к зрелости. В обоих этих конструкциях, отказ ребенка для достижения определенного уровня влияет на последующее развитие. Исследования показывают, что основное внимание должно уделяться постоянному взаимодействию между ребенком и окружающей его средой и процесс обучения должен быть желанным и не тягостным. То есть, успех в образовании зависит от взаимных отношений между тем кто учит и ребенком. Эта модель получила наибольшее признание исследователей в развитии, потому что она наиболее соответствует современному пониманию важности раннего опыта и ранних отношений. В целом, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен хотеть идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Итак, уважаемые родители, предшкольное образование малыша отнюдь не предполагает занятия с педагогом и необходимость умения читать и считать. Непосредственные и повседневные игры, в которых ребенок будет выполнять задания должны выполняться в непринужденной обстановке. Не стоит никогда говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять, иначе он замкнется или будет слишком напряжен. Любые занятия, даже такие простые как выучить буквы должны быть растянуты во времени. Не торопите ребенка, для него все должно быть маленькой и непринужденной игрой. И главное, никогда не сравнивайте своего малыша с другими. Наоборот, подчеркивайте его сильные стороны и воспитывайте самоуважение!

Ваш детский врач

ІНШІ СТАТТІ