Когда нужно обращаться к детскому логопеду | Педіатр і Я

Когда нужно обращаться к детскому логопеду

Речь ребенка развивается под влиянием взрослых и окружающей среды и зависит от достаточной языковой практики, нормального социального  окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни малыша.
Формирование правильного звукопроизношения – это сложный и длительный процесс. Ребёнку необходимо научиться воспринимать обращённую к нему речь, управлять своими органами артикуляции и полноценно общаться.
Безусловно, каждый ребенок индивидуален и его нормальное развитие не обязательно может соответствовать общепринятой возрастной норме речевого развития, но есть признаки, при которых следует обратиться к специалисту.

В возрасте до 3 лет к логопеду нужно обратиться обязательно, если:

  • возможен наследственный фактор (кто-либо из родителей поздно заговорил или имеет дефекты речи, слуха);
  • у  малыша имеются проблемы со слухом, зрением;
  • детский хирург или стоматолог диагностировал короткую уздечку языка;
  • малыш старше года не понимает обращенную к нему речь; не выполняет, по просьбе взрослых, действий с предметами;
  • ребенку поставлен диагноз другими специалистами, при котором нарушен тонус артикуляционных или других скелетных мышц (ДЦП и др);
  • диагностировали  задержку речевого развития или умственную отсталость;
  • Ребенок не говорит в два-три года фразами, предложениями

От 3 до 5 если ребенок:

  • говорит неразборчиво и непонятно для окружающих;
  • переставляет местами и «глотает» слоги, «съедает» окончания;
  • постоянно путает падежи;
  • плохая память;
  • не в силах связно описать картинку, выстроить последовательность действий;
  • многие звуки произносит мягко (словно сюсюкает) или, наоборот, твердо (как будто говорит с акцентом);
  • произносит «р» на французский манер (грассирует)
  • имеет нарушение темпа, ритма речи  (запинки, ускорения, замедления).

После 6: присутствует нарушение письма, чтения.
Логопедические занятия для детей имеют большие возможности для своевременного предупреждения и устранения речевых проблем.
К числу болезней, которыми занимается логопед, относятся:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем);
  • дислалия (нарушение в произношении звуков);
  • дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы);
  • ринолалия (нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата);
  • общее недоразвитие речи (нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической));
  • афазия (системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга);
  • алалия (недоразвитие речи вследствие повреждения речевых зон коры головного мозга);
  • логоневроз (заикание);
  • нарушения голоса (дисфония,фонастения,афония);
  • нарушения письма, чтения (дисграфия, дислексия).

Процесс лечения индивидуален, может занимать от 1 месяца до года и больше (со сложными пациентами). Болезнь лучше предупредить, с помощью ранней диагностики (консультации), чем ее лечить в более старшем возрасте!

Ваш детский врач

ІНШІ СТАТТІ