Нервный ребенок - проблемы здоровья или воспитания | Педіатр і Я

Нервный ребенок – проблемы здоровья или воспитания

вредный ребенок

Невроз-это состояние, в основе которого лежат переживания ребенка связанные с различными факторами. Многие родители считают, что восприятие определенной  ситуации ребенком должно быть сходно с их взрослой оценкой реакции на трудную ситуацию. В основе формирования детской психики лежит определенная зрелость мозговых структур. С точки зрения биологического развития в основе невроза лежит особая конституция, которая называется врожденная нервность. Конституционально заложенная невропатия может стать условием для формирования невроза у ребенка, если он попадает в неблагоприятные, психологически неприемлемые для него ситуации. Здоровый ребенок в таких же условиях сможет адаптироваться и не заболеть.

Врожденная нервность наследуется ребенком от родителей, он получает некоторые особенности реагирования на окружающий мир и перенимает  способы приспособления к окружающему миру, а зачастую и формулу поведения. К разряду общих неврозов относятся неврастения, детские страхи, нарушения сна, аппетита, навязчивые состояния, синдром гиперактивности и другие.

К разряду общих неврозов относится неврастения. Она представляет собой состояние, в основе которого лежит истощение нервной системы. Дети, которые страдают неврастенией, чаще жалуются на головные боли, особенно возникающие в неприятной, психологически неприемлемой ситуации. Головная боль обычно проходит, если ребенок отдохнет или отвлечется от ситуации.

Детские страхи у детей могут возникать в раннем возрасте. Такая готовность к образованию страхов у детей связана с особенностями их эмоционального восприятия мира и недостаточным пониманием ситуации. Кроме того у детей очень богатое воображение, склонность к фантазиям и хорошая эмоциональная память.

Нарушения сна у детей встречаются в различных формах. Это могут быть бессонница, трудное засыпание, ночные страхи, испуги и др. В детском возрасте, к сожалению, встречаются и заболевания, проявляющиеся недержанием мочи и кала. Вариантов недержания множество, их течение зависит от психологии ребенка и характера заболевания.

 Педиатр и детский гастроэнтеролог  нередко выслушивает обращения родителей с жалобами на то, что ребенок плохо кушает, нет аппетита, сложно накормить. В основном, у детей с нарушениями аппетита и питания обнаруживаются черты «врожденной нервности» или невропатии. Чего только не придумывают родители, чтобы накормить ребенка. Прибегают даже к способу не кормить столько, пока не попросит. Однако, дети с неврозом не попросят, так как они не испытывают чувство голода. В таких случаях педиатры правомерно часто назначают препараты улучшающие аппетит, но, к сожалению, это не всегда имеет желаемый результат.

Главная проблема детских неврозов заключается, прежде всего, в формировании болезней ребенка, таких как головные боли, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, привычка своеобразных «вредных» состояний- сосание пальца, грызение ногтей, в более старшем возрасте – отгороженности от окружающего мира, нарушение контакта.

Лечение детей с неврозами должно быть комплексным. Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу (а если такого нет, то педиатр должен обладать определёнными знаниями в о6ласти клинической психологии), неврологу, педагогам и родителям. Только коллективная работа позволит добиться хорошего результата. Лечение включает следующие этапы: определение и выяснение причин невроза, обучение родителей, и  окружения контакту с ребёнком, расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций.

Одним из немаловажных этапов лечения является медикаментозная терапия. Имеется немалый арсенал лекарственных средств, особенно растительного происхождения. Назначение их должно быть обоснованным, вспомогательными препаратами должны быть средства, которые влияют на органы и системы, функционирование которых нарушено.

Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком. Родители объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Педиатр, детский невролог, детский гастроэнтеролог, психолог, а подчас и детский психиатр – это специалисты, которые должны помочь родителям разобраться в состоянии ребенка, его поведении, исключить органическое заболевание, и важно, не пропустить тяжелый недуг ребенка.  Задача детского врача – объяснить родителям, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

 

 

Ваш детский врач

 

ІНШІ СТАТТІ