Пищевое поведение у детей с расстройствами аутистического спектра | Педіатр і Я

Пищевое поведение у детей с расстройствами аутистического спектра

Дети раннего детства относятся к той категории едоков, которых можно назвать придирчивыми. Это связано с тем, что в этот период дети познают вкус новых продуктов. Родители часто описывают своих детей, как таких, что отказываются не то, что съесть, а даже попробовать что-то новое. И хотя разборчивое питание не является редкостью среди детей младшего возраста, к особой категории относятся дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Помимо того, что для этих детей рекомендуются безглютеновая и безказеиновая диеты, их пищевое поведение может иметь еще более ограниченный характер, что обусловлено текстурой, температурой и другими свойствами пищи и сохраняться в старшем возрасте.

Расстройства аутистического спектра представляют собой сложный комплекс психического развития, который характеризуется нарушениями в трех областях: социальном поведении, навыках общения и ограниченных, повторяющихся и/или стереотипных моделях поведения. Такие расстройства в настоящее время затрагивают одного из 150 детей, а их распространенность за последние 20 лет увеличилась по данным Американских исследователей в 4 раза. Последствия такого роста распространенности подобны масштабам эпидемии, при этом остается неизвестной окончательная причина нарушений и неэффективными остаются профилактические мероприятия. Родители детей с РАС имеют много проблем в повседневной жизни, которые связаны с поведением и общением малышей. Наиболее сложной задачей оказывается проблема питания таких детей. Эти дети обладают высокой избирательностью к продуктам, имеют очень ограниченную модель их принятия, которая может определяться тремя-пятью продуктами. Проблема усугубляется и тем, что родители в большинстве случаев ссылаясь на общепринятые ограничения в диете, не проводят дополнительное обеспечение организма недостающими пищевыми компонентами, так называемую суплементацию.

Несмотря на многочисленные тематические отчеты о том, что пищевая избирательность является серьезной проблемой у детей с РАС, лишь немногие исследования сравнили потребление пищи и режим питания детей с РАС с обычно развивающимися детьми. Многочисленные сообщения о детях с РАС предполагают, что такие сенсорные факторы как запах, текстура, цвет и температура могут способствовать пищевой избирательности. Так, исследования в Великобритании детей с РАС, в возрасте от 3 ​​до 10 лет показали, что 59% детей ели менее чем 20 различных продуктов. В другом опросе, обнаружили, что 53% детей не желают пробовать новые продукты, а 67% родителей сообщили, что их ребенок был “придирчивым едоком”, несмотря на то, что имел хороший аппетит. Это говорит о том, что избирательное питание не связано с отсутствием аппетита. Авторы сообщили о наиболее значимых факторах пищи, которые влияли на избирательность: текстура (69%), внешний вид (58%), вкус (45%), запах (36%), температура (22%). В этой связи стоит сказать, что имеется мало исследований в сравнении с обычными детьми, что затрудняет выводы. Так, есть указания, что 70% детей с аутизмом выбирали себе пищу на основе текстуры, по сравнению с 11% детей без аутизма. Кроме того, родители детей с РАС сообщили, что наибольшие трудности возникают с получением ими кашицеобразной пищи.

Основным подходом к ведению детей с РАС является комплексный подход, в котором задействованы детский гастроэнтеролог, диетолог, психолог, психиатр. В такой совокупности можно подойти к проблеме наиболее оптимально. С точки зрения детской диетологии главным является вопрос суплементации пищевых питательных веществ для эффективного развития ребенка. Исследования указывают, что большинство детей с РАС страдают от недостатка белка, кальция, витамина В12 и витамина Д. Необходимо определиться сколько ребенок съедает, что именно и соблюдается ли разнообразие. Некоторая привычная пища у отдельных детей вызывает расстройства пищеварения, запоры или диарею. Поведенческая терапия предусматривает положительное подкрепление после дачи новой пищи (желательно не привычной едой), позитивное внимание и поощрение в случае если ребенок спокойно ест то, что предлагается, смешивание привычной пищи с небольшими порциями новой. Родители совместно с специалистом должны проводить анализ пищевого поведения, предшествующих факторов и последствий.

Итак, чрезмерная избирательность и отказ от еды у детей с РАС – комплексная проблема, которая может быть решена при поддержке междисциплинарной команды специалистов. Совокупность рекомендаций поможет получить наиболее полную картину «пищевых проблем» ребенка и подобрать оптимальное решение.

Ваш детский врач

ІНШІ СТАТТІ