Распространенные ошибки при выборе и применении антибиотика у детей | Педіатр і Я

Распространенные ошибки при выборе и применении антибиотика у детей

Как правильно выбрать антибиотик для ребенка

Выбор антибиотика для ребенка в идеале определяется предполагаемым возбудителем, тяжестью заболевания, возрастом пациента, знанием устойчивости микроорганизмов и осведомленностью педиатра  современными научными рекомендациями. На практике же задача сводится к наличию, не всегда постоянному  препаратов в аптечной сети, уровню информированности детского доктора о современных препаратах, личными предпочтениями и удобством применения различных форм лекарственного средства. Важно знать, что антибиотики эффективны только при бактериальных инфекциях, их назначение при ОРВИ и острых кишечных вирусных инфекциях повышает риск возникновения побочных явлений и способствует росту устойчивости микрофлоры. В настоящее время накоплено достаточно доказательств того, что использование в раннем детском возрасте  антибиотиков может нарушать нормальный микробный баланс в кишечнике и других органах, влияя на возникновение у ребенка практически пожизненных проблем со здоровьем, включая воспалительные заболевания кишечника, ожирение, экзему и бронхиальную астму.

Как известно, антибиотики избирательно угнетают жизнедеятельность отдельных микроорганизмов при сохранении клеток организма человека. Спектр активности антибиотика тесно связан с их избирательным действием на определенных возбудителей. Деление антибиотиков на препараты широкого и узкого спектра действия представляется условным, так как отсутствуют критерии такого деления.

В современной практике целесообразно рассматривать антибиотики с точки зрения клинической эффективности по органной локализации инфекционного процесса.

Современные антибиотики представляют собой самую многочисленную группу лекарственных средств. Сегодня используется около 30 различных групп антибиотиков, а число зарегистрированных препаратов приближается к 200. Все антибиотики, независимо от химической структуры и механизма действия, объединяются по ряду качеств. Активность антибиотиков величина не постоянная, она снижается со временем, что ведет к формированию так называемой лекарственной устойчивости. Снижение чувствительности к антибиотику неизбежное биологическое явление, предотвратить которое практически невозможно. Борьба с этим приобрела глобальные масштабы. Нечувствительные к антибиотику штаммы микроорганизмов представляют опасность не только для пациента, у которого они выявлены, но и  для других людей. Среди детей распространено носительство стрептококков (в детских садах до 70% пневмококков) стафилококков (среди детей 4-6 лет золотистый стафилококк встречается от 30 до 50%), гемофильной палочки (около 40% в детских коллективах). Выделение их верхних дыхательных путей детей-носителей этих микроорганизмов даже на фоне ОРВИ не является поводом для назначения курса антибиотика. Врач должен убедиться в течение у ребенка бактериальной инфекции на основании таких маркеров как лейкоцитоз, рентгенологические изменения, отоскопическая картина. Если антибиотик был назначен до получения результатов обследования, его необходимо отменить сразу же, как только станет ясно, что ребенок переносит вирусную инфекцию. Заявления о необходимости продолжения 5-7 дневного курса необоснованной антибактериальной терапии с целью предупреждения дальнейшей резистентности ошибочно.

Одной из трудноразрешимых проблем в современной практике врача-педиатра является выбор дозы антибиотика. Опираться на предполагаемые современные международные руководства не всегда оправданно из-за различий в спектре чувствительности микроорганизмов и предшествующих ранее «медикаментозных предпочтений». Это относиться, в первую очередь к терапии мочевых инфекций и гнойных отитов.

В педиатрии основным путем введения антибиотика является оральный, как наименее травматичный для ребенка. Предпочтения отдают препаратам без сахара  и красителей, вызывающих аллергические реакции. Более точно дозируются растворимые гранулы и растворимые таблетки. Недопустимо в качестве мерных объемов использовать столовые принадлежности, так ка чайные ложки не всегда вмещают 5 мл. В амбулаторной практике введение антибиотика внутримышечно не должно применяться, так как современные оральные формы антибиотиков по своей биодоступности не уступают иньекционным формам.

Кратность введения как и доза должна обеспечивать бактерицидное действие препарата в месте его приложения.  Еще  в начале 80-х годов прошлого века было доказано, что повышение разовой дозы антибиотика сопровождается усилением перехода его в ткань,  а значит и эффективностью действия.

Оптимальная длительность терапии антибиотиком для большинства инфекционных процессов была определена экспериментально, определяется временем, необходима для полной элиминации возбудителя или его инактивации. Обычно при острых процессах прием антибиотика продолжается еще минимум 2 дня после нормализации температуры и лабораторных показателей. В ведущих научных исследованиях по сравнению эффективности коротких и стандартных курсов антибактериальной терапии нетяжелой внебольничной терапии у детей от 2 месяцев до 5 лет было показано, что 3-х дневные курсы антибактериальной терапии так же эффективны, как и большая продолжительность лечения.

В заключении, хочется напомнить, что абсолютное большинство обращений к педиатру за врачебной помощью обусловлены все же острыми вирусными инфекциями, среди которых преобладают инфекции верхних дыхательных путей. Любое назначение антибиотика ребенку должно быть оправдано. В этом должны помочь лабораторные анализы, умение педиатра пользоваться отоскопом и оценивать общее состояние ребенка.

Ваш детский врач

ІНШІ СТАТТІ